Основная информация
Каллиграфия имела совершенно особенное значение для исламского мира — даже несмотря на дивную красоту самого арабского шрифта. Считалось, например, что священный Коран можно переписывать только от руки. Печать была объявлена богохульством, и в 1517 году, то есть в то время, когда Европа переживала настоящий бум книгопечатания, султан Селим Грозный под страхом смерти запретил печатные станки на территории империи. Запрет продержался 300 лет. Зато Стамбул стал настоящей столицей каллиграфии. Была пословица: «Коран ниспослан в Мекке, декламируется в Каире, а переписывается в Стамбуле».
Музей расположился в здании бывшего медресе мечети Бейязит, до 1945 года выполнявшего функцию муниципальной библиотеки. Это не просто совпадение: строитель мечети, султан Баязид II, сам был страстным любителем-каллиграфом.
Экспонаты музея – уникальные произведения каллиграфического искусства. Среди них украшенные причудливыми цветными рисунками рукописи, Кораны, редкие миниатюры, и образцы книжных переплётов, каллиграфические экспонаты, выполненные на камне и стекле. Здесь также можно увидеть монограммы султанов, их указы с личными пломбами, изображения пророка Магомета – «Hilyei Serif» и, наконец, инструменты мастеров-каллиграфов.
Копии этих шедевров каллиграфии можно купить на соседнем букинистическом рыночке — Сахафларе.
Каллиграфия арабского письма (хат)
Когда мы слышим слово каллиграфия, то на ум сразу приходит искусство украшения арабского письма. Это искусство появилось вследствие долгого периода развития арабского алфавита в 6-10 веках.
Турки долгое время не вносили свой вклад в развитие каллиграфии, после того как приняли мусульманство и перешли на арабский алфавит. Интерес у турков к каллиграфии появился, когда они основались в Анатолии, и самый расцвет этого вида искусства приходится на период османского правления. Период влияния Якуты Мустасыми в Анатолии начинается в середине 13-го века и кончается в середине 15-го века. Шейх Хамдуллах, живший в том столетии (1429-1520 г.г.), произвел некоторые изменения в правилах Якуты Мустасыми, и искусство арабской каллиграфии приобрело более теплый и мягкий вид. Понятие каллиграфического искусства и стиль шейха Хамдуллаха, считавшегося основателем турецкой каллиграфии, продлились до 17-го столетия. Впоследствии Хафыз Осман (1642- 1698 г.г.) придал более совершенный вид эстетичности этого вида искусства. Последующие мастера каллиграфии в своих работах последовали примеру Хафыз Османа.
Помимо шести видов каллиграфического письма (акламы ситте), турки ввели свой стиль в написание таллического почерка арабского письма, найденного иранскими мастерами. В 18-м веке Мехмед Эсад Есари (умер в 1798 году) и его сын Есаризаде Мустафа Иззет (умер в 1849 году) придали новейший вид таллическому почерку арабского письма, который был под иранским воздействием. Турецкое искусство каллиграфии также переживало свой расцвет в 19-м и начале 20 столетия, но в 1928 году после принятия латинского алфавита потеряло свою широкомасштабность и приняло форму традиционного вида искусства, преподаваемого в определенных учебных заведениях.
Есть еще множество видов каллиграфического письма, помимо тех шести и иранского вида таллического письма, появившихся вместе с рождением каллиграфии. Одна часть этих шрифтов не смогла распространиться, другая же нашла свое применение в некоторых определенных областях. Например, найденный турками вид письма «дивани» применялся только в написании важных документов - в «Дивани хюмаюн», а вид «сиякат», требующий специального обучения для умения писать и читать, использовался в написании финансовой документации. Легкий в написании шрифт «рик-а» часто использовался в повседневном письме и тоже был причислен к одному из видов каллиграфического письма в 19-м веке. Шрифт «рик-а» не следует путать со шрифтом «рика», являющимся одним из шести видов каллиграфического письма.
В каллиграфическом искусстве виды письма также по-разному именуются в зависимости от своего размера. Виды письма, использовавшегося в написании настенных табло, святописаний на стенах мечетей, гробниц и религиозных мест, имеют название «джели», что значит «большой». В написании «джели» чаще всего использовались шрифты «сюлюс» и «талик». Мелкие каллиграфические тексты называются «хурде», а очень мелкие, трудноразборчивые тексты носят название «губари» (пыль).
Основным средством в написании каллиграфии является перо, которое в основном изготовлялось из тростника. Конец тростника при помощи специального ножа заострялся до нужных размеров в зависимости от толщины шрифта. А для текстов «джели» подготавливалось специальное деревянное перо. Для написания очень тонких шрифтов также использовались металлические наконечники. Чернила, используемые в каллиграфии, тоже имели особый способ приготовления. Масляная копоть перемешивается с некоторыми добавками и таким образом получаются довольно скользкие чернила, которыми нетрудно писать на бумаге и легко стирать при исправлении ошибок. Бумага, на которой производилась каллиграфия, также была особенной: для того чтобы чернила не расплывались и текст плавно ложился на лист, применялась особая шлифованная бумага.
Людей, занимающихся каллиграфией, называют «хаттат», что значит «мастер, умеющий красиво писать». Каллиграфия на протяжении столетий передавалась мастером своему подмастерью. Желающий научиться этому искусству мог поучиться у мастера. Начальные уроки каллиграфии называются «мешк» и носят упражняющий характер. Вначале изучается правописание каждой буквы, потом следуют упражнения слитного написания букв в слоге и слове. В среднем после пяти лет обучения кандидат в мастера сдавал своего рода экзамен в присутствии трех мастеров каллиграфии. Если экзаменаторов устраивало умение ученика владеть каллиграфией, то они расписывались под его письмом, и этот экзаменационный лист становился своего рода дипломом или разрешением заниматься этим ремеслом, что носило название «иджазетнаме», если же у умельца писать каллиграфию не имелось «иджазетнаме», то он не считался мастером и не имел права ставить подпись под своей работой.